АРТЕМИДЫ ЭФЕССКОЙ ХРАМ (Артемисион), один из самых
прославленных и почитаемых центров паломничества античного
мира; с эпохи эллинизма традиционно включается в список Семи
чудес света.
Храм Артемиды Эфесской сегодня – это остатки колонн и скудные
фрагменты, валяющиеся на земле, и это все, что осталось от
седьмого чуда света. По словам Страбона, храм Артемиды Эфесской
уничтожался по меньшей мере семь раз, и столько же раз
перестраивался. Археологические находки свидетельствуют о, по
меньшей мере, четырех восстановлениях этого храма, начиная с 7
века до нашей эры. Черсифон и Метаген возвели двукрылый храм в 6
веке до н.э. и его, по Герострату, сожгли – следующая
величественная структура, построенная полностью из мрамора,
появилась в 334 году до н.э., и была закончена в 250 г. до н.э. Храм
Артемиды Эфесской вызвал восхищение даже Александра Великого,
который оплачивал продолжение работы. Там работали также Скопас
и Пракситель, а за дизайн отвечал Хирократ.
Эллинистический храм был построен на подиуме, к которому вела 13-
ступенчатая лестница. Двойная колоннада окружала внешнее и
внутреннее пространство (105 х 55 м). Рельефные колонны были
работой Скопаса, а Пракситель работал над оформлением алтаря. К
сожалению, как мы уже говорили, храм Артемиды Эфесской не
сохранился.
Древнейшие следы почитания Артемиды близ места ее рождения
относятся еще к догреческим временам; гигантский храм богини был
сооружен в 6 в. до н. э. архитектором Херсифроном из Кноса. Во
время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу
веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище.
Слава Артемисиона была столь велика, что в нем размещали свои
сбережения люди со всех концов греческой ойкумены. Ученик
Сократа, знаменитый историк Ксенофонт, передавший на хранение
богине большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в
«Анабасисе»), по возвращении выстроил на них в знак благодарности
Артемиде маленький храм — точную копию эфесского — в городке
Скиллунте в Элиде.
21 июля 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня
малоазийских греков, был сожжен Геростратом — совершилось
кощунство, потрясшее весь эллинский мир. Впоследствии возникло
предание, что Артемисион сгорел в тот день, когда родился будущий
завоеватель Азии Александр Македонский. Когда же Александр через
25 лет подошел к городу, он пожелал восстановить храм во всем его
великолепии. Архитектор Александра Дейнократ, руководивший
работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на
более высокое ступенчатое основание.
Все сооружение поражало великолепием и несвойственным для
греческой архитектуры масштабом. Храм занимал огромную площадь
— 110 х 55 м, высота коринфских колонн (их было 127), двойным
рядом окружавших сооружение, также была грандиозной — около 18
м.; кровля Артемисиона была покрыта мраморной черепицей. Одной
из достопримечательностей сооружения были 36 колонн, украшенных
у основания рельефами почти в человеческий рост. Великие
греческие мастера приняли участие в украшении столь почитаемого
места: Пракситель изваял рельефы для алтаря в ограде святилища,
рельефы колонн исполнил Скопас, Апеллес поместил в храме свои
картины; картинная галерея Артемисиона пользовалась столь же
большой известностью, что и собрание картин в афинских пропилеях.
Процветало святилище и при римлянах, источники сообщают о
богатых дарах в храм серебряных и золотых статуй и постройке
портика вдоль дороги от города к святилищу (ок. 200 м). В «Деяниях
апостолов» упоминается о возмущении, которое вызвала в городе
проповедь апостола Павла, мешавшая торговле серебряными
моделями храма богини, изготовление которых было здесь самым
прибыльным ремеслом.
В 263 ворвавшиеся в Малую Азию готы, слышавшие о несметных
богатствах города и Артемисиона, разграбили святилище;
следующим ударом оказалось запрещение языческих культов в
Римской империи в 391 при Феодосии I Великом. Известно, однако,
что культ Артемиды продолжал отправляться здесь еще два
столетия, пока окончательно это место не было заброшено после
землетрясения. В 1869 в результате раскопок, начатых английским
археологом Дж. Т. Вудом в болоте на предполагаемом месте
святилища, была обнаружена опорная плита сооружения и найдены
многочисленные подношения в храм. Знаменитые рельефы колонн
Артемисиона в настоящее время находятся в Британском музее
(Лондон).
Write a comment
rytuał miłosny (Monday, 10 April 2017 19:20)
rytuał miłosny
Kamagra 100mg (Thursday, 13 July 2017 11:07)
Fildena
levitra (Sunday, 13 August 2017 01:15)
синтетическая виагра