ХРАМ АРТЕМИДЫ ЭФЕССКОЙ

АРТЕМИДЫ ЭФЕССКОЙ ХРАМ (Артемисион), один из самых


прославленных и почитаемых центров паломничества античного


мира; с эпохи эллинизма традиционно включается в список Семи


чудес света.


Храм Артемиды Эфесской сегодня – это остатки колонн и скудные


фрагменты, валяющиеся на земле, и это все, что осталось от


седьмого чуда света. По словам Страбона, храм Артемиды Эфесской


уничтожался по меньшей мере семь раз, и столько же раз


перестраивался. Археологические находки свидетельствуют о, по


меньшей мере, четырех восстановлениях этого храма, начиная с 7


века до нашей эры. Черсифон и Метаген возвели двукрылый храм в 6


веке до н.э. и его, по Герострату, сожгли – следующая


величественная структура, построенная полностью из мрамора,


появилась в 334 году до н.э., и была закончена в 250 г. до н.э. Храм


Артемиды Эфесской вызвал восхищение даже Александра Великого,


который оплачивал продолжение работы. Там работали также Скопас


и Пракситель, а за дизайн отвечал Хирократ.


Эллинистический храм был построен на подиуме, к которому вела 13-


ступенчатая лестница. Двойная колоннада окружала внешнее и


внутреннее пространство (105 х 55 м). Рельефные колонны были


работой Скопаса, а Пракситель работал над оформлением алтаря. К


сожалению, как мы уже говорили, храм Артемиды Эфесской не


сохранился.


Древнейшие следы почитания Артемиды близ места ее рождения


относятся еще к догреческим временам; гигантский храм богини был


сооружен в 6 в. до н. э. архитектором Херсифроном из Кноса. Во


время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу


веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище.


Слава Артемисиона была столь велика, что в нем размещали свои


сбережения люди со всех концов греческой ойкумены. Ученик


Сократа, знаменитый историк Ксенофонт, передавший на хранение


богине большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в


«Анабасисе»), по возвращении выстроил на них в знак благодарности


Артемиде маленький храм — точную копию эфесского — в городке


Скиллунте в Элиде.


21 июля 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня


малоазийских греков, был сожжен Геростратом — совершилось


кощунство, потрясшее весь эллинский мир. Впоследствии возникло


предание, что Артемисион сгорел в тот день, когда родился будущий


завоеватель Азии Александр Македонский. Когда же Александр через


25 лет подошел к городу, он пожелал восстановить храм во всем его


великолепии. Архитектор Александра Дейнократ, руководивший


работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на


более высокое ступенчатое основание.


Все сооружение поражало великолепием и несвойственным для


греческой архитектуры масштабом. Храм занимал огромную площадь


— 110 х 55 м, высота коринфских колонн (их было 127), двойным


рядом окружавших сооружение, также была грандиозной — около 18


м.; кровля Артемисиона была покрыта мраморной черепицей. Одной


из достопримечательностей сооружения были 36 колонн, украшенных


у основания рельефами почти в человеческий рост. Великие


греческие мастера приняли участие в украшении столь почитаемого


места: Пракситель изваял рельефы для алтаря в ограде святилища,



рельефы колонн исполнил Скопас, Апеллес поместил в храме свои


картины; картинная галерея Артемисиона пользовалась столь же


большой известностью, что и собрание картин в афинских пропилеях.


Процветало святилище и при римлянах, источники сообщают о


богатых дарах в храм серебряных и золотых статуй и постройке


портика вдоль дороги от города к святилищу (ок. 200 м). В «Деяниях


апостолов» упоминается о возмущении, которое вызвала в городе


проповедь апостола Павла, мешавшая торговле серебряными


моделями храма богини, изготовление которых было здесь самым


прибыльным ремеслом.


В 263 ворвавшиеся в Малую Азию готы, слышавшие о несметных


богатствах города и Артемисиона, разграбили святилище;


следующим ударом оказалось запрещение языческих культов в


Римской империи в 391 при Феодосии I Великом. Известно, однако,


что культ Артемиды продолжал отправляться здесь еще два


столетия, пока окончательно это место не было заброшено после


землетрясения. В 1869 в результате раскопок, начатых английским


археологом Дж. Т. Вудом в болоте на предполагаемом месте


святилища, была обнаружена опорная плита сооружения и найдены


многочисленные подношения в храм. Знаменитые рельефы колонн


Артемисиона в настоящее время находятся в Британском музее


(Лондон).

Write a comment

Comments: 3
  • #1

    rytuał miłosny (Monday, 10 April 2017 19:20)

    rytuał miłosny

  • #2

    Kamagra 100mg (Thursday, 13 July 2017 11:07)

    Fildena

  • #3

    levitra (Sunday, 13 August 2017 01:15)

    синтетическая виагра